Андрей Ромашевский: «Нужны брендовые маршруты с яркими знаковыми местами Кузбасса»

Агентство по туризму Кемеровской области было создано в конце прошлого лета в соответствии со Стратегией-2035, как одна из «организационных инициатив в сфере повышения эффективности проектного и программного управления реализацией Стратегии». Основные задачи Агентства – «продвижение туристического потенциала Кузбасса на крупных выставках и форумах в России и за рубежом, цифровизация туристических сервисов Кузбасса, консолидация субъектов турбизнеса, работа с инфраструктурными проектами и привлечением инвестиций в туристическую отрасль». «А-П» поговорил с директором Агентства Андреем РОМАШЕВСКИМ о том, что удалось сделать за прошедшие месяцы и о ближайших планах работы.
 
– Андрей Владимирович, мы встречаемся с Вами по окончанию горнолыжного сезона, который прошёл под новым брэндом Шерегеша. С Вашей точки зрения, оправдал ли ожидания единый бренд и каковы вообще итоги прошедшего сезона?

– Пока сложно говорить о каких-то конкретных итогах. Брэнд потихоньку приживается. Он был просто необходим, чтобы двигаться дальше, выходить на другой уровень управления и консолидации того разрозненного бизнеса, что сегодня работает в туристической отрасли Шерегеша. Да есть совет собственников на котором обсуждаются общие для всех вопросы, такая площадка для общения, но сейчас мы говорим о единой дирекции по маркетингу курорта Шерегеш, которая бы отвечала в целом за продвижение, за «событийку», за взаимодействие с местным бизнесом, за разработку совместно с операторами туристических маршрутов и т. п. Особенно актуальным это становится в низкие сезоны – надо думать, как наполнять курорт.

А горнолыжный сезон прошёл отлично. Мы провели открытие сезона в новом формате – более живое, с участием Губернатора, но без лишнего официоза, рассчитанное именно на гостей. Всего в открытии сезона приняли участие более 5 тыс. человек. Состоялся запуск электрички от Новокузнецка до ст. Чугунаш «Шерегеш-Экспресс», которая курсировала весь сезон.

Состоялся очередной рекорд на GrelkaFest в массовом спуске с горы в купальных костюмах. По регистрационным данным, участниками рекорда стали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Междуреченска, Кемерова, Барнаула, Владивостока, Сургута, республики Мордовии, а также Америки, Франции, Аргентины, Израиля, Украины и Африки.

По данным администрации Таштагольского района количество турпосещений за сезон опять превысило 1 млн человек…
 
– В общем в зимний сезон всё хорошо?

– Не плохо, но есть множество точек роста. В том числе и по увеличению потока туристов. Во-первых, нужно думать о заполнение в «низкие даты февраля» – и здесь есть идея фестиваля для студентов, у которых в это время каникулы. Во-вторых, конечно, нужно улучшать логистику, чтобы приезжать к нам было удобно и недорого.

Вот, например, запущенная в этом году электричка – однозначно она будет работать и в следующий сезон. Большую работу проделал генеральный директор «Кузбасс-пригород» Павел Викторович Кутловский в части организации удобных стыковок с поездами дальнего следования. Удобная логистика, и люди стали активно пользоваться этим маршрутом. И не только приезжие – жители Новокузнецка стали чаще ездить одним днём.
 
– А можете сказать из каких регионов к нам едут?

– Мы делали аналитику по сайтам бронирования. Лидеры – Новосибирская и Кемеровская области, Омск, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Красноярск, Томск, подрастает количество бронирований из Санкт-Петербурга и Москвы. Но это всё именно горнолыжный сезон в Шерегеше.
 
– В Кузбассе есть множество мест для развития горнолыжного отдыха, кроме Шерегеша. Может, стоит готовить и их? В расчёте на приезжих из соседних регионов.

– В массовом сознании туристские возможности Кузбасса ассоциируются, прежде всего, с горными лыжами и сноубордом. В общем объёме всего туристского потока горнолыжный туризм в Кемеровской области составляет около 70%.

Рост популярности зимнего туризма в Кемеровской области связан с уникальными возможностями горнолыжных трасс, наличием достаточно развитой инфраструктуры и с продолжительностью горнолыжного сезона, который начинается в первых числах ноября, а заканчивается в начале мая.  Горнолыжный туризм в Кузбассе активно развивается на территории 12 муниципальных образований (Таштагольский район, г. Междуреченск, г. Мыски, г. Новокузнецк, Новокузнецкий район, г. Прокопьевск, Прокопьевский район, Беловский район, г. Кемерово, Промышленновский район, Тисульский район, Гурьевский район). Несмотря на международную популярность Шерегеша, у нас достаточно мест, где возможно отдохнуть, как семьёй, так и большими компаниями. Наиболее известны, кроме Шерегеша, конечно, Горная Саланга и Танай.

Кузбасс имеет огромный потенциал в продвижении всех своих горнолыжных комплексов. На данный момент территории заканчивают разработку муниципальных программ развития туризма, где будут учтены перспективы развития этого сегмента туризма в Кемеровской области.
 
– Давайте вернёмся к вопросу летнего туризма в Шерегеше. Что на сегодня делается, чтобы Шерегеш стал, действительно, круглогодичным курортом?

– Уже сейчас есть отели, которые работают и летом, при этом неплохо заполняются, есть летние интересные маршруты. Мы видим развитие летнего туризма в Шерегеше за счёт усиления событийных мероприятий. Например, этим летом (21-22 июня) в Шерегеше будет проходить велофестиваль «Таёжная гонка». В планах есть ещё большое многодневное мероприятие.

На самом деле предложений и идей много, но чтобы сделать качественное масштабное событие нужно все их свести, провести качественную подготовку и сделать, например, недельный фестиваль, чтобы был реальный экономический эффект. Поэтому этим летом уже не успеем, будем готовиться к следующему.
 
– Вы сказали, что сейчас каждая территория разрабатывает свою муниципальную программу развития туризма. Расскажите об этом поподробнее.

– Мало того, сейчас уже идут защиты этих программ. Конечно, они все разные, но эти программы нужны для того, чтобы у муниципалитета был рабочий документ, по которому он сможет двигаться как по дорожной карте, развивая у себя туризм. На основе муниципальных программ будет сформирована Стратегия развития туризма в Кузбассе, в которой будут отражены основные направления развития, а основные виды туризма в муниципалитетах будут дополнять друг друга для привлечения большего количества туристов.
 
– И что предлагают территории?

– Нужно понимать, что туризм – это, прежде всего, экономика впечатлений. Нам необходимо развивать и строить туризм вокруг имеющихся объектов притяжения, а возможно даже создавать какие-то объекты с нуля.

На территории Кузбасса такие объекты притяжения есть, у нас находятся уникальные музеи, многие из которых не имеют аналогов в соседних регионах. Сегодня разработано большое количество туров и экскурсионных программ, которые включают в себя посещение достопримечательностей Кемеровской области. Это и экскурсии по крупнейшим городам области, пешеходные маршруты и туры выходного дня.

Многие в своих программах говорят о событийном туризме. Понятно, что это тот вид туризма, который позволяет привлечь турпоток на свою территорию, но хотелось, чтобы его рассматривали в контексте нескольких ночёвок. Хочется, чтобы был экономический эффект, чтобы местный малый и средний бизнес могли зарабатывать на данных мероприятиях. Хотя, конечно, люди, которые приезжают одним днём – потенциальные туристы, посмотрев и открыв что-то для себя, они в следующий раз уже вернутся полноценными туристами.

В любом случае, реализация этих программ поможет хотя бы жителям Кемеровской области узнать родной край, ведь зачастую мы даже не представляем, что есть в соседнем районе.
 
– Ну чтобы знать нужна хоть какая-то информация...

– Сейчас у нас идёт активная работа над сайтом visit-kuzbass.ru, который был изначально разработан для туристско-рекреационного кластера Кемеровской области. Но он не совсем сейчас является «лицом региона». Кроме того, нам не хотелось бы идти путём создания такого «имиджевого сайта», мы хотим сделать реально рабочий сайт, как для туристов, так и для представителей туристической отрасли. Сейчас по договорённости с КемГУ проходят глубинные интервью, разработанные с нашим участием, чтобы понять запрос и тех, и других. И после этого сформируем техзадание для разработчиков сайта. Думаю, что к концу осени должен появиться другой сайт, полезный для турбизнеса и для туристов.

Совместно с Гильдией гостеприимства Кузбасса запустили проект kemerovo-weekend.ru – это такая «посадочная страница» для потенциальных туристов из близлежащих городов/ территорий: как провести выходные в Кемерове. Где переночевать, где поесть, что посмотреть, что посетить, там есть однодневный маршрут по центру Кемерова. Такую же историю планируем запустить и в Новокузнецке, чтобы хотя бы жители двух крупнейших кузбасских городов ездили к друг другу.

В течении лета поставим брендированные стойки на ж/д вокзалах, в аэропортах гостиницах, где будут размещены туристические карты, другие путеводители, в том числе и путеводитель для автолюбителей по дорогам Кузбасса, с объектами, которые стоит посетить.
 
– В своих ответах вы несколько раз акцентировали внимание на туристе, который ночует…

– Во-первых, по законодательству, турист – тот, который ночует, во-вторых, турист, останавливающийся на ночь выгоднее территории с экономической точки зрения. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы туристы задерживались на территории на несколько дней.

С этого года мы договорились, что для анализа будем учитывать 3 цифры, разводить их, чтобы реально понимать ситуацию. Первая – это количество туристов, остановившихся в коллективных местах размещения (отели, гостевые дома, хостелы). Вторая – это количество туристов, приезжающих в однодневные маршруты и третья цифра – это сколько человек посетило событийные мероприятия. Тогда у нас будет единый контекст по всему региону – основа для анализа, планирования и т.п.
 
– Какие, по Вашему, точки роста туризма, кроме горнолыжной сегодня в Кузбассе есть?

– Весь северный кластер с точки зрения потенциальных туристических брендов хорошая точка роста. Это и город-музей под открытым небом Мариинск, и Тисульский район с их историей «золотой лихорадки», потенциалом снегоходного туризма, это и Горная Саланга, и озеро Берчикуль, и Чебула с их динозаврами и интересным краеведческим музеем, тут и история гражданской войны – Чумайское восстание, – если правильно собрать хорошие качественные маршруты, то может получиться очень интересная туристическая территория, место притяжения. Сюда же можно посмотреть как «привязать» остальные территории Севера.

Гурьевский район потенциально интересное место для религиозного, культурного, промышленного туризма – они готовы водить экскурсии на ГМЗ, на Гурьевский пищекомбинат, там и агротуризм тоже перспективен.

Однозначно – Поднебесные Зубья – наша летняя Мекка.

Город Кемерово – столица Кузбасса, уютный город с интересной историей, после строительства культурного кластера должен стать центром культурного туризма Сибири. Новокузнецк – это и культурно-исторический, и деловой туризм. У них уже сегодня интересная и плотная сетка различных событийных мероприятий на каждый сезон.

Одним из модных направлений туризма является гастрономический, который в Кузбассе развивать реально. У нас есть интересные блюда местной кухни, которые могут стать основой для собственной гастрономической карты Кемеровской области.
 
– И что у нас такого перспективного в гастрономическом туризме?

– Гастрономические бренды перспективны при правильном подходе. Понятно, что изюминкой может быть гастрономия народов Горной Шории – шорцев, телеутов. Кухня у их достаточно специфическая, но с ней можно поработать и доработать. Мы ведём переговоры с проектом «Гастрономическая карта России», чтобы провести масштабный гастрономический фестиваль на открытии сезона в Шерегеше с привлечением ведущих шеф-поваров страны. Этот проект реализуется при поддержке Ростуризма. На выходе мы должны получить плод совместного творчества местных рестораторов и ведущих шефов страны – уникальное меню, которое можно будет попробовать только в ресторанах и кафе Кузбасса.

Кроме того, КемГУ выделил грант на создание Гастрономической карты Кузбасса. В течении лета будет проводиться сбор информации и материала, работа с территориями, а результатом должны стать доработанные технологами уникальные блюда и сборник рецептов кузбасской кухни.
 
– Возвращаясь к программам муниципалитетов, планируете ли как-то свести их все в какой-то единый документ?

– Конечно, по итогам разработки муниципальных программ будет составлена Стратегия развития туризма в Кемеровской области с актуальными направлениями и целевыми показателями, а также событийный календарь, в котором будут представлены интересные мероприятия Кузбасса так, чтобы они не пересекались или минимально пересекались по датам и не «отбирали» туристов друг у друга.

В начале июля мы планируем провести туристский форум, на который будем приглашать представителей муниципалитетов, бизнеса, общественных организаций – сделать такую единую площадку для общения, договориться о единой методологической базе, чтобы наладить хотя бы между собой понимание. Сейчас каждый по-разному трактует даже термины. Будем вести совместную работу по формированию турпродуктов, чтобы туроператоры и гиды региона находили контакт с представителями органов власти. И там же мы сведём единый событийный календарь и поработаем с туристическими брендами территорий, не в смысле логотипа, а смысле содержательного наполнения, «кода» территории: люди, места, гастрономия, история, маршруты.

Кроме того, осенью планируем провести Сибирский туристический форум, пригласить турбизнес соседних регионов и договориться о межрегиональных маршрутах.

Объективно мы интересны зарубежному туристу в формате сочетания с соседними регионами. Нужны межрегиональные маршруты разной направленности: культурно-исторические, активные... Чтобы на зарубежных выставках презентовать маршруты под единым брендом Сибирь. Это то, что вызывает интерес у потребителя из-за рубежа
 
– Андрей Владимирович, скажите, что по Вашему, стало главным результатом работы агентства за эти первые полгода? Можно уже подвести какие-то промежуточные итоги?

– Мы за эти полгода изменили лицо Кузбасса как туристического направления в профессиональной среде. Мы можем говорить об этом по тем откликам и взаимодействию с представителями туристической отрасли из разных регионов России после презентации бренда «Визит Кузбасс» на выставке в Москве. Это только начало работы. Много сил и времени ушло на организационные вопросы, ведь многое создавалось буквально с нуля. Думаю, что в следующие полгода мы уже сможем показать результат, который будет виден и понятен не только профессионалам отрасли, но и жителям Кузбасса, а также туристам из других регионов.
Страница создана: 2019-06-04 00:00:00 Последнее редактирование: 2019-06-21 09:48:07