НДС на внутренние перевозки решено не обнулять, а снизить до 10%

НДС на внутренние перевозки решено не обнулять, а снизить до 10%

Правительство не поддержало обнуление ставки НДС на авиаперевозки внутри страны. Обсуждение законопроекта шло с осени прошлого года. Согласно официальному заключению кабинета министров, причина такого решения – нежелание создавать прецедент, после которого на аналогичные послабления могут претендовать и те налогоплательщики, которые оказывают услуги по внутренним перевозкам пассажиров и багажа на других видах транспорта, а также осуществляющие туристическую деятельность. Это, соответственно, может, привести к дополнительным потерям доходов федерального бюджета.

Для поддержки рынка внутреннего авиарынка правительство внесло в Госдуму предложение о снижении с 18% до 10% ставки налога на добавленную стоимость по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа. Внутренние авиаперевозки будут облагаться по налоговой ставке 10% с 1 июля 2015 года до 31 декабря 2017 года. К тому же, по оценке правительства, ситуация на рынке авиаперевозок оказалась лучше, чем прогнозировалось: ожидали снижения на 20%, оно оказалось вдвое меньше, а на российских перевозках отмечен 10-процентый рост. В этих условиях кабмин счел излишними чрезмерные льготы для авиаперевозчиков на внутренних пассажирских рейсах.

Изменения идут вместе с поправками в законопроект об обнулении до 2017 года НДС на пригородные пассажирские перевозки. Они также одобрены Госдумой. Все вместе должно положительно сказаться и на рынке туристических услуг. Сейчас внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагаются НДС по ставке в размере 18% (за исключением авиаперевозок в Крым и из Крыма). По оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), НДС на перевозки на внутренних линиях обходится авиакомпаниям в 40-45 млрд. рублей в год, а с международных перевозок этот налог не берется.

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, снижение ставки НДС до 10% и расширение числа субсидируемых из бюджета рейсов на Дальний Восток и в Сибирь даст авиакомпаниям дополнительно почти 20 млрд. рублей в год. В такую же сумму оценили снижение НДС в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. «Трансаэро» оценила экономию от снижения НДС на внутренние авиаперевозки для своей компании в 2 млрд. рублей.

Вторая мера государственной поддержки авиаотрасли – дополнительные 12 маршрутов на Дальний Восток и в Сибирь, которые субсидируются из бюджета. Это даст дополнительный поток в 120 тыс. пассажиров. Обе меры позволят стабилизировать ситуацию, поддержать внутренние перевозки, которые сейчас считаются драйвером даже не роста, а стабильности, считают в Минтрансе. Всего правительство готово выделить на антикризисную поддержку авиаперевозчиков до 1 млрд. рублей. Авиакомпании просили правительство субсидировать также ставки по кредитам и лизингу, но для этого бюджетных средств не нашлось.

Одна из основных причин кризиса в авиации – рост убыточных внутренних перевозок при сокращении прибыльных международных. В январе-феврале 2015 года внутренние перевозки выросли на 12,4% – до 6,14 млн., а международные упали на 14,5% – до 4,88 млн. человек. По данным АЭВТ, в 2014 году общий убыток российской авиации вырос примерно до 30 млрд. рублей против 4,7 млрд. в 2013 году,

Обнуление ставки НДС на внутрироссийские перелеты помогло бы компаниям сэкономить 40-50 млрд. рублей. Это также сдержало бы резкий рост цен на билеты – их повышение составило бы не 70%, а лишь 30%. Одновременно обнуление ставки НДС позволило бы на 6-7% снизить себестоимость рейсов на некоторых направлениях. Нынешнее 10-процентное уменьшение финансовой нагрузки не окажет значительной поддержки авиакомпаниям, поскольку расходы из-за разницы курса валюты покрываться не будут: 30% всех платежей перевозчиков осуществляется в валюте, принятая мера позволит только чуть замедлить рост цен на авиабилеты.

Сегодня авиакомпании находятся в сложном положении: повышая цены, они теряют спрос. Удерживать цены на прежнем уровне им тоже невыгодно: продавая билеты ниже рентабельности, перевозчики наращивают долги, и, соответственно, рано или поздно придется их отдавать, обращаясь за помощью к правительству, либо повышать цены. Принятая мера позволит авиакомпаниям слегка увеличить доходы от внутренних перевозок – для кого-то это станет возможностью удержаться на грани рентабельности, для кого-то – шанс сократить убытки. Но в целом перевозки на внутренних воздушных линиях сохранят свою убыточность, полагают эксперты отрасли.

Страница создана: 2015-04-07 08:07:28 Последнее редактирование: 0000-00-00 00:00:00