ПУТЕВКА ОТ СРО

Журнал «Саморегулирование & Бизнес», выпуск 8, декабрь 2010

Процессы саморегулирования в туристической отрасли, в последние два года шедшие ни шатко ни валко, вдруг с большой скоростью устремились к своему логическому завершению – созданию отраслевой СРО. Причина проста: государству надоели постоянные скандалы с исчезнувшими агентствами и недовольными туристами и оно готовит жесткие поправки в законодательство, собираясь сделать членство в саморегулируемой организации обязательным. Участники отрасли во имя самосохранения решили его опередить. Но, похоже, опоздали.

Инфраструктура есть. 

В российской индустрии отдыха уже существует прообраз «самоуправления». Она вообще стала одной из первых сфер национальной экономики, которая обзавелась мощными влиятельными внутрицеховыми структурами, призванными решать разного рода общие для игроков рынка проблемы, как-то поддерживать этические стандарты и в целом следить за порядком в своих рядах.

Так, с начала 1990-х успешно функционирует Российский союз туриндустрии (РСТ), куда на данный момент входят компании размером от небольшого провинциального турагентства до крупной корпорации. Его задачи практически такие же, как у большинства иностранных СРО, о которых мы писали в прошлых номерах нашего журнала. Правда, задачи не в области саморегулирования как такового, а в сфере взаимодействия отрасли и внешней среды. В частности, главная функция РСТ – построение диалога, зачастую непростого, между туристической индустрией и властями (причем не только России, но и других стран), а также помощь туристам, попавшим в сложное положение, создание базы данных по различным направлениям деятельности, доступной членам организации, и пр. На сегодняшний день это, безусловно, самая влиятельная структура, объединяющая участников отечественного туррынка. Помимо РСТ действует созданная несколько лет назад Ассоциация туроператоров России (АТОР), которую в принципе можно назвать конкурентом Союза, но весьма условно, поскольку одна и та же компания может быть членом обоих альянсов. Целесообразно вкратце уточнить, откуда появилась необходимость в двух крупных корпоративных структурах. Устав от частых скандалов, связанных с исчезновением турагентств и невыполнением обязательств перед клиентами, правительство страны решило ввести механизм финансовых гарантий: каждая компания, которая собирается работать в данной сфере, обязана положить на счет в банке значительную сумму. Обсуждение размера этой суммы раскололо отрасль: согласные с предложениями властей ушли в АТОР, другие, полагавшие, что фингарантии призваны на самом деле очистить рынок от малого бизнеса, остались в РСТ. С тех пор обе организации живут каждая сама по себе, составляя, так сказать, самый верхний эшелон саморегулирования туризма в России.

Вторым эшелоном идут региональные ассоциации, советы, союзы, партнерства и прочие, которые могут входить в РСТ и в АТОР, а могут работать совершенно самостоятельно. Речь идет, например, о таких организациях, как Уральская или Сибирская Байкальская ассоциации туризма. Региональные власти, надо сказать, на эту индустрию оказывают довольно слабое влияние, практически все государственное регулирование отдано на федеральный уровень. В принципе вмешательство государства в туризм как отдельно взятую отрасль сегодня незначительно, в связи с тем что власти не определились четко, как они видят развитие этой сферы и чего от нее хотят. Влияние госорганов идет по другим каналам, когда принятие какого-либо решения, мотивированного некими вовсе не связанными с туризмом моментами (к примеру, введение безвизового режима, увеличение аэропортовых сборов, усиление процедур досмотра на таможне), оказывает воздействие и на туррынок.

Горе от развития

Из описанной расстановки сил понятно, почему все предпринимавшиеся попытки создать СРО, несмотря на умение турфирм объединяться в общих интересах, не сложились. В саморегулировании просто не было какой-то очевидной и неотложной надобности. В 2008 году Региональный отраслевой союз туриндустрии Сибири (РОСТ) объявил о намерении перейти на принципы самоуправления, декларировав несколько стратегически важных целей, в том числе и борьбу за чистоту рядов. Однако дело так и спустилось на тормозах, несмотря на то, что решение образовать СРО было принято съездом РОСТа.

Примерно в это же время широко обсуждался вопрос о создании организации на базе АТОР – и снова без видимых результатов. Инициаторы этих дискуссий, комментируя так и не состоявшиеся планы, говорят о недостаточно проработанной законодательной базе, как федеральной, так и чисто отраслевой. На самом же деле причина ясна: в тучные годы бизнес компаний развивался очень высокими темпами, поскольку увеличение реальных доходов населения естественным образом вызывало рост расходов на товары не первой необходимости. С наступлением кризиса турфирмам, даже крупным, пришлось спасать свое дело, и тут уже было не до саморегулирования.

В любом случае создание СРО едва ли могло бы как-то помочь бизнесменам в их повседневной деятельности, вне зависимости от макроэкономической ситуации на дворе: прямой выгоды в виде притока клиентов, снижения налогового бремени, новых связей с партнерами это не принесло бы. Такие вопросы, равно как и проблемные ситуации с государством, «туристы» научились решать через свои действующие организации. В этом можно заметить интересную диалектику: чем более развиты корпоративные институты в виде союзов, ассоциаций и прочее и чем более они эффективны, тем меньше потребность в саморегулировании. Чем выше склонность к кооперации – тем слабее оказывается желание создать СРО, расходов на которую достаточно много, правила поведения жесткие, а вот явной прибыли – вроде никакой.

Единственная удачная попытка во всей отрасли – появление летом 2009 года в Новокузнецке (Кемеровская область) Южно-Кузбасского некоммерческого партнерства туристской индустрии (ЮКТИ). Как объясняет его председатель Александр Баловнев, форма НП была выбрана как раз с расчетом в будущем войти в реестр СРО. «За саморегулируемыми организациями мы видим большое будущее, рассматриваем этот институт как рыночный механизм контроля, заменитель госрегулирования в виде обязательного лицензирования», – говорит он.

Цель некоммерческого партнерства состоит в том, чтобы выделить из общей массы турфирм профессиональные агентства и договориться о принципах ведения бизнеса, скажем неприменения демпинга. Так, ЮКТИ противодействует практике предоставления клиентам необоснованно высоких скидок, и для достижения этой цели инициировало принятие Соглашения об установлении максимально допустимой скидки на продажу турпродукта. Его подписало 44 агентства Новокузнецка, примерно столько же членов насчитывается в НП. ЮКТИ также открыло приемную, в том числе электронную, куда можно обратиться с жалобой на работу той или иной фирмы.

Что делать со сгоревшими турами?

Почин бизнесменов с Кузбасса в ближайшее время будет поддержан. Как сообщают отраслевые издания со ссылкой на генерального директора управляющей компании «Магазин горящих путевок» Сергея Агафонова, ряд крупных туристических компаний в настоящее время активно работают над созданием первой в отрасли СРО. На ее формирование уйдет от шести месяцев до года, и на этот раз, похоже, результат окажется более ощутимым, чем от яркой, но канувшей в Лету дискуссии. Основания для такого предположения просты: по мнению С. Агафонова, лучше ввести элементы саморегулирования снизу, чем дожидаться, пока это сделают сверху. Тем более, отмечает он, процесс этот небыстрый из-за большого количества юридических тонкостей.

Членство в СРО не должно быть обязательным, оно, скорее, призвано выделить категорию компаний, которые берут на себя «повышенные капиталистические обязательства» в деле обслуживания туристов. Такая форма – клуб хорошего бизнеса – широко распространена за рубежом. Любопытно, что функции будущей СРО зачинатели представляют себе несколько расплывчато. И это еще раз говорит о том, что мотивация ее создания – не какая-то внутренняя насущная осознанная необходимость, а внешняя угроза в лице государства. Что же такого случилось, что турфирмы так забеспокоились и с ленивого шага перешли на галоп? Возможно, ответ кроется в пресс-конференции, которую в сентябре провел президент РСТ Сергей Шпилько. Она была посвящена теме исчезновения компаний, которые, взяв деньги с клиентов и не имея возможности исполнить перед последними свои обязательства, покидали отрасль, а через некоторое время их руководители организовывали новые бизнес-структуры, но уже под другой вывеской.

Как рассказал С. Шпилько, после отмены в 2002 году лицензирования туроператорской деятельности, в 2007‑м был учрежден Общероссийский генеральный реестр туристических агентств, в котором можно зарегистрироваться в заявительном порядке.

С середины июля по середину августа текущего года в реестре отметились 289 новых компаний, что является рекордом и вроде бы должно радовать. Однако у профессионалов иное мнение. Во-первых, появление все большего количества участников приводит к жесткой конкуренции и не всегда оправданной ценовой политике, которая в результате ставит недалеких бизнесменов на грань банкротства, а туристов вместо курортов отправляет домой. Во-вторых, налицо та самая тенденция, когда небольшие компании, закрыв офис в одном месте, просто переезжают в другой, оставив своих бывших клиентов обивать пороги правоохранительных органов. И лишь незначительная часть громких дел завершается расследованием и судом. Но, похоже, последней каплей в чаще терпения властей и самих участников рынка стала пока еще не окончившаяся история с известной компанией «Капитал Тур», которая из-за финансовых проблем в виде огромных просроченных долгов, составляющих около 1,3 млрд рублей, не смогла выполнить обязательства перед многими туристами. Самое интересное в этой истории то, что основатели «Капитал Тура» – очень известные успешные и порядочные бизнесмены с многолетним опытом работы в отрасли. И если уж и им не удалось совладать с невидимой рукой рынка, то тогда действительно надо что-то делать. Например, создавать СРО, чьи полномочия будут шире и жестче, чем у нынешних ассоциаций и союзов.

Однако, похоже, предприниматели из сферы отдыха и развлечений опоздали. У правительства и парламента тоже есть ответ на вопрос, что делать, дабы не допускать громких скандалов с туристами, которые потом осаждают в поисках справедливости кабинеты чиновников, приемные депутатов и различные организации по защите прав потребителей. Этот ответ также заключается в создании СРО, но в несколько ином, чем надеется С. Агафонов, варианте. Как стало известно в конце ноября, в самом ближайшем будущем в федеральный закон «Об основах туристической деятельности» будут внесены поправки. Одна из них содержит требование обязательного членства турфирмы в соответствующей СРО.

Хороший получится урок для отраслей, которые еще раздумывают над тем, стоит ли им самостоятельно начать процесс саморегулирования или же подождать, пока инициативу проявит государство. Ну а туристы, надеемся, после принятия поправок смогут отдыхать спокойно.

Автор: Иван Ступаченко Источник: www.sroprof.ru

Страница создана: 2011-01-25 00:00:00 Последнее редактирование: 0000-00-00 00:00:00

Действительные члены
СРО "КузбассТурИндустрия"